Форум Санкт-Петербурга  

Вернуться   Форум Санкт-Петербурга > Санкт-Петербург > История Петербурга

История Петербурга Богатая и многогранная история молодого города

Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый 24.11.2016, 11:25   #1 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для Ветер
Дополнительная информация
По умолчанию

Автово


«Имперский стиль в тихих двориках» – так называлась заметка об Автово, появившаяся в январе 2009 г. в популярной петербургской газете «Metro» в серии очерков, посвященных петербургским районам. «Здесь тихие зеленые дворики, а люди приветствуют друг друга на улицах, – говорилось дальше в публикации журналистки Инны Горбуновой. – До петергофских фонтанов на автобусе – полчаса, а до аэропорта на машине – всего пятнадцать минут. Автово я считаю этакой границей между городом и пригородом, и жить здесь неплохо – все близко, а тишина – как в деревне»…
Условные границы современного Автово – от линии Окружной железной дороги, пересекающей проспект Стачек у «Кировского завода», до речки Красненькой и старинного Красненького кладбища, которые отделяют Автово от соседнего района – Дачного. Еще в середине 1950-х гг. за речкой начинались пригородные поля и рощи: здесь проходила граница города. Поэтому два помпезных 10-этажных дома, стоящие по обе стороны проспекта Стачек у нового автовского моста, оформляли торжественный въезд в город.
Про название этой местности до сих пор в ходу старинная легенда о том, что будто бы после опустошительного ноябрьского наводнения 1824 г. государь Александр I объезжал места вдоль Петергофской дороги, больше всего пострадавшие от стихии. Одно селение было полностью уничтожено водой, и разоренные крестьяне столпились вокруг царя и стали жаловаться на свою «жисть».


Автово на карте 1916 г.

Государь участливо слушал их, а потом подозвал к себе одного старичка и велел ему рассказать, кто и что потерял. «Все, батюшка царь, погибло, – стал причитать старичок. – Вот у афтово домишко весь унесло, у афтово – двух коней, у афтово – четырех коров затопило, афтово…» Он мог продолжать дальше и перечислил бы, наверное, еще многих, но царь перебил его, сказав: «Хорошо, это все у Афтова, а у других что погибло?» Тогда придворные объяснили императору, что старичок попросту беззубый, и потому он говорит «афтово» вместо «этого», на что Александр I посмеялся и приказал выстроить на месте затопленной деревни новую и назвать ее «Афтово».
Легенда, однако, не имеет ничего общего с действительностью. История деревни восходила еще к древним допетровским временам, когда в этих краях, как отмечает финский историк Сауло Кепсу, находилось несколько деревень – Лаурола, Нипрола, Лахта у Моря, Йермоево, Перкино и др. После Русско-шведской войны середины XVII в. эта сельская община получила название Аухтуа («auhto» – значит песчаного происхождения). По другим данным, название пошло от финского «аутто» – пустое место, пустошь.
Хозяевами дворов в Аухтуа в последние годы шведского правления были, в основном, ижоры, а остальное население прибыло, главным образом, из Финляндии. В связи с тем, что через деревню проходила дорога на Нарву (теперь по ее трассе проходит проспект Стачек), здесь было много кабаков.
Когда начал строиться Петербург, а земли вдоль дороги стали раздаваться петербургской знати, деревня стала входить в орбиту петербургских предместий. Так она постепенно превратилась в Автово, а в начале XIX в. на Петергофское шоссе из Кронштадта перевели казенный чугунолитейный завод, ставший впоследствии Путиловским, Автово стало фабричной окраиной.
Как отмечает историк Юрий Пирютко, деревня Автово, восстановленная по повелению императора Александра I через год после разрушительного наводнения 1824 г., находилась в районе нынешней станции метро «Автово». От полуциркульного пруда в центре Автово расходились пять каналов, пересеченных двумя дугообразными протоками, прорытыми специально для осушения земли. Вдоль каналов строились «типовые» крестьянские дома в один и два этажа.



Добавлено через 41 секунду
Автово – прифронтовая полоса: пересечение проспекта Стачек и улицы Зайцева, зима 1941/42 г.

В начале ХХ в. в Автово снимали летние дачи небогатые петербуржцы. «Дачный поселок Автово – деревушка между Лиговом и Нарвским шоссе, – писал „Петербургский листок“ весной 1909 г. – От Петербурга шесть верст, от казенной лавки две с половиной версты. Сообщение только конное, но так как ни у дачников, ни у крестьян нет лошадей, то сообщаются „на своих двоих“»…
В начале 1930-х гг. Автово еще сохраняло свой пригородный характер. «Там, где от трамвайной линии по улице Стачек отходит ветка на Турухтанный остров, расположен поселок Первое Автово, – сообщалось в путеводителе по Ленинграду 1933 г. – За воротами Северной судостроительной верфи построен второй городок этого поселка, а подойдя ближе по улице Стачек к Болотному переулку, можно увидеть в глубине его вновь отстроенные деревянные дома третьего рабочего городка».
Болотный переулок, название которого существовало в 1896 – 1955 гг., проходил между нынешними проспектами Стачек и Маршала Жукова. Его название происходило от Автовского болота, в которое упирался этот переулок.
«От Болотного переулка, по правую сторону улицы Стачек (если иметь за спиной „Кировский завод“. – С. Г.), несколько в стороне от дороги идет линия старого Автова (Второе Автово), построенного в 1824 г. (как предполагают, по проекту архитектора Стасова), – читаем дальше в ленинградском путеводителе 1933 г. – Здесь дома расположены веером около полукруглого пруда. Из пруда радиусами выходят два протока за деревню; один из них засыпан и пересечен дорогой, через другой же переброшен мост… Деревня оканчивается у полотна ветки, соединяющей Морской канал – через станции Автово и Пущино – с северной частью порта и с Октябрьской железной дорогой. Здесь оканчивается город».

Добавлено через 2 минуты


Торжественный марш войск через Триумфальную арку в Автово, 8 июля 1945 г.

В середине 1930-х гг. в Автово пришла большая стройка. Проект застройки первых кварталов Автово разработал руководитель мастерской Ленпроекта профессор А.А. Оль. В основу проекта он положил принцип радиальной планировки с центром на Комсомольской (тогда – Круглой) площади. Три первых квартала в Автово заложили в начале 1936 г.
«На самом краю города, за Кировским заводом, на месте, где улица Стачек сворачивает к Петергофскому шоссе, строятся первые кварталы нового Автова – одного из центральных районов будущего Ленинграда», – говорилось в «Красной газете» в ноябре 1936 г.
Как отмечает краевед Георгий Иванович Зуев в книге «Нарвская застава. На перепутье трех веков», первые жилые дома в Автово предназначались для трудящихся Кировского завода, Судостроительного завода им. А.А. Жданова, «Красного химика», аккумуляторного предприятия, завода пишущих машинок, а также для специалистов Ленпромстроя, Балтфлота и Главморпрома. Эти предприятия и являлись основными застройщиками нового Автово. К началу войны здесь успели возвести более тридцати жилых домов, две школы и несколько дошкольных учреждений.
Дальнейшие планы строительства отодвинула война. А когда в сентябре 1941 г. немецкие войска подошли к самым стенам Ленинграда, Автово оказалось в прифронтовой полосе. Жителей Автова эвакуировали, в домах расположились войска. Угловые здания превратились в опорные укрепленные узлы обороны, повсюду соорудили баррикады и доты. Кроме того, в зданиях разместились командные и наблюдательные пункты стрелковых и артиллерийских соединений. У шлагбаума железной дороги перед Красненьким кладбищем находился контрольно-пропускной пункт.


Одной из последних исторических реликвий, оставшихся от старого Автово, являлась товарная железнодорожная станция Автово на дороге в Угольную гавань. Ее возвели в 1880-х гг. на проложенной тогда же линии на Турухтанные острова и к дамбам Морского канала. В октябре 2008 г. станцию снесли при расширении железнодорожного полотна. Фото автора, 15 октября 2008 г.
И здесь же, у въезда в Автово, на проспекте Стачек, в июне 1945 г. всего за одну ночь по проекту архитектора В.А. Каменского воздвигли временную Триумфальную арку, через которую 8 июля торжественным маршем прошли воины-победители Ленинградского фронта. Арка простояла недолго и была разобрана.
Спустя шестьдесят лет после окончания войны, в середине 2000-х гг., возникла идея воссоздать арку в виде величественного памятнике Великой Победе и установить ее на Комсомольской площади в Автово. Автором идеи выступил писатель-фронтовик, почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин. Планировалось, что Триумфальную арку восстановят к 9 мая 2008 г., однако затем в силу различных причин этот срок отодвинули. Планируется, что Триумфальные ворота образца 1945 г. воссоздадут на века – в камне…
После войны продолжилось осуществление довоенных планов застройки проспекта Стачек и Автово. В 1955 г. здесь появилась одна из первых восьми станций метро, связавшая Автово с центром.
Центральной площадью нового Автово стала Комсомольская. Авторами ее застройки являлись архитекторы В.А. Каменский и М.Г. Майофис. В сквере возле Комсомольской площади 27 октября 1968 г., в канун 50-летия комсомола, торжественно открыли памятник «Героическому комсомолу». В его основание заложили послание потомкам – комсомольцам 2018 г., которым предстоит прочесть послание своих дедов и отцов в день столетия комсомола. Тогда, в 1968 г., никто не предполагал, что история круто изменится, и комсомол не доживет до конца ХХ в.
Если же все-таки в 2018 г. кто-то захочет прочесть послание, замурованное в капсуле у подножия, то найдет там и такие пафосные строки: «Мы не завидуем вам. И вы не завидуйте нам. Мы в общем могучем потоке вечной молодости мира идем через века и миры, и над нами веет красное знамя Ленинской революции – наша Слава и наша Забота. Несите его дальше! Совершенствуйте мир и самих себя во имя торжества коммунизма!»…


Ветер вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 24.11.2016, 23:27   #2 (permalink)
Старожил
 
Аватар для Маривана
Дополнительная информация
По умолчанию

На плане показана Счастливая улица и написано, что это Автово. А сейчас Счастливая улица есть в Дачном. Не понятно, это та же улица или Счастливых улиц много. Многим захочется жить на улице с таким названием.

Маривана вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 25.11.2016, 00:02   #3 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для пан Анджей
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Маривана Посмотреть сообщение
Не понятно, это та же улица или Счастливых улиц много. Многим захочется жить на улице с таким названием.
16 января 1964 года Счастливая улица, проходившая в районе Автово, была упразднена и одновременно это название получил новый проезд в Дачном.

пан Анджей вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 25.11.2016, 00:18   #4 (permalink)
Старожил
 
Аватар для Маривана
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от пан Анджей Посмотреть сообщение
16 января 1964 года Счастливая улица, проходившая в районе Автово, была упразднена и одновременно это название получил новый проезд в Дачном.
Жалко было лишаться такого позитивного названия улицы. У 114 автобуса кольцо на Счастливой улице. На остановке мне часто попадается автобус этого маршрута, я читаю название и каждый раз на душе становится приятнее.

Маривана вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 25.11.2016, 00:24   #5 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для Крон
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Маривана Посмотреть сообщение
Жалко было лишаться такого позитивного названия улицы.

- Алё, это милиция?
- Да. Что случилось?
- У нас несчастье, обокрали вчистую.
- Ваш адрес, выезжаем.
- Счастливая улица...
- К нам в отделение только что вор с вашими вещами и повинной явился. Приезжайте, забирайте.
- Ой! Счастье-то какое.
- Он говорит, что ваш муж.
- Да нет, это любовник. Еду.

Последний раз редактировалось Крон; 25.11.2016 в 00:28.

Крон на форуме  
Ответить с цитированием
Старый 25.11.2016, 00:32   #6 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для пан Анджей
Дополнительная информация
По умолчанию

В те годы 114 еще не бегал.
Нынешний Ленинский пробили до Дачного в ~1970

пан Анджей вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 28.11.2016, 17:10   #7 (permalink)
Я легенда
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Ветер
Дополнительная информация
По умолчанию



Добавлено через 1 минуту
Народ ходит через дорогу как в Опочке.
Сейчас так не походишь.

Добавлено через 1 минуту


Добавлено через 45 секунд

Ветер вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 28.11.2016, 23:54   #8 (permalink)
Старожил
 
Аватар для Маривана
Дополнительная информация
По умолчанию

Многие улицы со временем меняют свой вид. Становятся не узнаваемыми старые улицы и новые проспекты. А посмотрела на фото проспекта Стачек 1964 года и Комсомольской площади и увидела их такими же, как они есть сейчас. Не далеко от комсомольской площади работала много лет. Она такая была и осталась такой.

Маривана вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.11.2016, 01:38   #9 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для клара гасуль
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Маривана Посмотреть сообщение
. Она такая была и осталась такой.
Нифига подобного.
Зелень выросла, и ее, как наследие проклинаемого социализма, уничтожили.

клара гасуль на форуме  
Ответить с цитированием
Старый 29.11.2016, 23:21   #10 (permalink)
Фотомодератор
 
Аватар для Taina
Дополнительная информация
По умолчанию

Станция метро очень красивая.

Taina вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
36-ой. Автово-Баня Крон Интересные места Петербурга 42 10.04.2017 14:50
Автово и сталинский ампир Кировского района Mak Справочник Петербурга 21 06.06.2016 22:50


Текущее время: 21:21. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot