Форум Санкт-Петербурга  

Вернуться   Форум Санкт-Петербурга > Санкт-Петербург > История Петербурга

История Петербурга Богатая и многогранная история молодого города

Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый 09.08.2018, 03:15   #1 (permalink)
Любопытный
 
Аватар для Cherurbino
Дополнительная информация
По умолчанию

Путилов. Русский Крупп. Без него Россия отстала бы ещё на 20 лет


Открываю эту тему потому, что не могу молчать, читая написанные по методичке псевдолиберальные сказки о Путилове.

Цитата:
Сообщение от Штирлиц Посмотреть сообщение
" В 1867 г. Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой оказалась на грани полной остановки. …


Путилов явился к министру путей сообщения Мельникову: "Дайте мне мало-мальский железоделательный завод в долг, и я завалю Россию русскими рельсами. Причем из русских материалов и, конечно, русская рабочая сила. Дешево, быстро и надежно". Любимцу Константина отказать было невозможно. Завод получил право в счет будущих поставок монопольно использовать отслужившие свой срок железнодорожные рельсы. Путилову выдали огромный кредит и заброшенный заводик на берегу Финского залива. Пустить завод требовалось за месяц.
...
Через восемнадцать дней завод начал катать по 5000 пудов рельсов в сутки. Через год он стал крупнейшим металлургическим предприятием России".

(Лев Лурье. Питерщики)
Это только Лурье мог так опошлить биографию русского героя:

Цитата:
Сообщение от Штирлиц Посмотреть сообщение
" Путилов все больше и больше залезал в долги. Пришлось продать свою долю в Обуховском заводе и часть Путиловского. Кредит, взятый у московских миллионеров Чижова и Морозова, был потрачен - отдавать долг стало нечем. На Путиловском начались задержки жалования, массовые сокращения рабочих. О нем шла дурная слава. Он был близок к банкротству. Над заводом назначили государственную опеку.

Путилов умер от инфаркта 18 апреля 1880 г. Смерть спасла его от позора и долговой тюрьмы. Николая Ивановича отпели в Никольском морском соборе, как отпевали всех морских офицеров в столице. Согласно завещанию, его похоронили в часовне на берегу недостроенного Морского канала.

(Л.Лурье. Питерщики)
Лурьи не могут обойтись без шаблонного "залез в долги и чуть не умер от позора". Конечно! По их мнению, только Ротшильды и те, кого они кредитоввали, были способны и железные дороги строить, и в долги не залезать. Но Путилову дало кредит русское правительство - а это уже не по-либеральному!

Николай Иванович Путилов не вписывается в эти методички. Лурьям не понять — или они хотят это скрыть? — что Путилов это плоть от плоти специфически русского экономического строя, в своей основе государственного, а не частного.

И ещё Путилов — уникальный пример служаки, морского офицера. Который, выйдя в отставку, не баб уехал трахать по Парижам и Баден-Баденам, а своими руками взялся за то, чтобы подправить в экономике то, что она по его видению недодавала флоту, а по большому счёту и всей стране.

Без Путилова наш город не стал бы локомотивом экономики всей империи. Одна только Путиловская ветвь вновь сделала Петербург морским портом. О ней потом расскажу отдельно.

Лурьи по своим методичкам рисуют Путилова эдаким попрошайкой: "Дайте мне мало-мальский железоделательный завод в долг, и я завалю Россию русскими рельсами." Лурьям невдомёк, что в России тогда была частная собственность, и министр, да ещё путей сообщения , не мог дать ему никакого завода. Свой завод Путилов честно купил - и вывел в передовые.

А ещё Путилов был математиком и изобретателем. Но по методичке надо выпячивать "бизнес", а потом в итоге крах. Да что там говорить!

Для начала перепечатаю-ка я статью о Путилове из "Русского биографического словаря А. А. Половцова". В которую Лурье, похоже, и не заглядывал.


Cherurbino вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 03:20   #2 (permalink)
Любопытный
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Cherurbino
Дополнительная информация
По умолчанию

Путилов, Николай Иванович, заводчик и предприниматель, пионер рельсопрокатного дела в России, металлург, строитель, изобретатель и знаток военно-орудийного производства; происходил из старинной Новгородской дворянской фамилии; воспитывался (с 1830 г.) в морской роте Александровского Кадетского Корпуса, в 1832 г. переведен в Морской Корпус, откуда был выпущен (23-го декабря 1837) мичманом и оставлен в офицерских классах Морского Кадетского Корпуса (затем — Николаевская Морская Академия).

Кончая в 1840 году курс, он обратил на себя внимание статьею, напечатанной в журнале «Маяк» (1840 г., № 3), об ошибке знаменитого французского математика Коши в его курсе интегрального исчисления; статья молодого мичмана возбудила интерес знаменитого русского математика академика М. В. Остроградского, пригласившего Путилова к себе в помощники по исследованию некоторых вопросов внешней баллистики; результаты совместного их труда были позднее напечатаны в «Записках Императорской Академии Наук».

По окончании курса в офицерских классах, Путилов был произведен в лейтенанты и оставлен при Корпусе, где с 1841 по 1843 год преподавал гардемаринам математику, астрономию и навигацию; кроме того, он читал курсы математики и для поступающих в высшие учебные заведения.

В 1843 году, вследствие расстроенного здоровья, П. должен был уехать в более теплый климат, для чего поступил на службу в Южный (VI) округ корпуса инженеров военных поселений, заведовавший тогда всею строительною частью на юге России, и на практике изучил строительное дело. Выйдя в отставку в 1844 г., П. в 1848 году вернулся в Петербург и здесь, в должности чиновника особых поручений при директоре Кораблестроительного Департамента, ознакомился с морским инженерным искусством.

В 1854 году, во время восточной войны, когда соединенные флоты Англии и Франции блокировали Кронштадт, П. был, по Высочайшему повелению, назначен уполномоченным Генерал-Адмирала Вел. Кн. Константина Николаевича по сооружению канонерской флотилии и корветов; благодаря деятельности Путилова, в течение года было построено 67 канонерских лодок, приблизительно по 100 паровых сил, и 14 корветов по 250 паровых сил, вооруженных 397 большого калибра пушками, для ремонта же флотилии были построены 3 плавучих дока и мастерская; кроме того, им же была оказываема помощь в сооружении 14 плавучих батарей и выстроено им в Риге 6 канонерских лодок.

Тогда же, с Высочайшего разрешения, были изданы Путиловым (в 1854—1859 годах) 37 томов «Сборника известий, относящихся до войны 1853—1856 годов».

Назначенный в 1855 г. старшим чиновником особых поручений Кораблестроительного Департамента, а в 1857 г. уволенный в отставку с чином колл. советника, П. обратился к предприятиям горнозаводской промышленности на севере России и, поддерживаемый Вел. Кн. Константином Николаевичем и управляющим Морским министерством Краббе, впервые организовал в Финляндии производство железа из чугуна, выплавляемого из озерных руд, и для этой цели построил там, в районе Сайминской водной системы, в период 1857—1868 годов, 3 завода, выплавлявших ежегодно до 400.000 пудов чугуна и до 200.000 пудов железа и стали.

В 1864 году, в товариществе с Обуховым и Кудрявцевым, Путилов начал строить на Неве, близ Петербурга, сталелитейный завод, названный Обуховским; на этом заводе впервые в России стали выделываться бронепробивающие снаряды и приготовляться, как для сухопутного, так и для морского военных ведомств, орудия самых больших калибров. 12-го января 1868 года Путиловым был куплен железоделательный и сталелитейный завод (Путиловский), первоначальное основание которого относится к 1801 году, и который, перебывав в руках казны, в частном единоличном и товарищеском владении, с 1864 года находился в управлении администрации. Покупка эта могла осуществиться лишь потому, что Путилов заручился заказом казны на 2.800.000 пудов рельс, по цене 1 р. 88 к. за пуд.

С 20-го января 1868 года началась на новом заводе прокатка рельс, обходившихся дешевле заграничных; в дело шли скупаемые Путиловым у железных дорог изношенные, старые рельсы; с помощью этого материала производились по изобретенному Путиловым способу знаменитые в свое время рельсы со стальными головками; производились тут же пудлинговое железо и сталь; деятельность завода быстро расширялась, производительность его вскоре достигла 2 миллионов пудов в год, число рабочих возросло до 2000 человек, и валовое производство рельс в России было обеспечено.

В 1869 году был принят заказ казны на переделку 10.000 ружей старого образца на новый. В этом же году Путилов стал приводить в осуществление мечту своей молодости, проект, которому он никогда не изменял, а именно — сооружение в Петербурге, на взморье у Екатерингофа, коммерческого порта, где должны были соединяться три торговых пути — морской, речной и железнодорожный. Грандиозный проект, однако, только в незначительной части достиг выполнения: начаты были работы по прорытию морского канала от Кронштадта до Петербурга, сооружались бассейны и склады, строилась Путиловская ж. дорога для соединения будущего порта со всеми русскими железнодорожными линиями (в настоящее время это — портовая ветвь Николаевской ж. д.); для осуществления всех этих предприятий образовано было акционерное общество с Путиловым во главе. Но работы были прерваны смертью Путилова, последовавшей 18-го апреля 1880 года.

Что касается заводов, то с 1870 года на них производилась литая сталь и изготовлялись конкурировавшие с крупповскими артиллерийские снаряды, выделывались различные инструменты, части паровозов и вагонов.

После утверждения, 24-го октября 1872 года, устава и образования, в 1873 году, вышеупомянутого акционерного общества (которое многие считали фиктивным, так как владельцем всех акций являлся в сущности сам Путилов), подле старого был выстроен новый завод, с механическими мастерскими, с печами Сименса и Перно, с бессемеровскими аппаратами, для приготовления ежегодно 1.000 железнодорожных вагонов.

В следующем же году заводы Путилова получили заказ на изготовление 4 миллионов пудов стальных рельс, и началось производство паровозов и сложных машин. Но в действительности, скрытой от большинства, заводы фактической продуктивностью своей не оправдывали ожиданий, и много неясного было в их деятельности, в отчетностях и распоряжении средствами. С 1876 года Государственный Банк, ссудивший обществу на оборотные средства до 5 миллионов рублей, владел уже приблизительно 4/5 всего акционерного капитала Общества Путиловских заводов.

Сравнительно с настоящею стоимостью всего дела, долги Общества были не так велики, тем не менее, с 1877 года действительным владельцем заводов стал уже Государственный Банк; и как распоряжение делом, так и заводы со всеми постройками и землею — все ушло от Путилова. Между тем, к 1880 году изготовление одних стальных рельс стало превосходить уже на заводе 3 миллиона пудов, в 1880 же году достигло 12 млн пудов, а к столетнему юбилею завода (в 1901 году) годовой оборот его составлял более 20½ млн. рублей и число рабочих на нем простиралось до 12½ тысяч человек. Как бы ни было, почин в деле, достигшем такого громадного развития, принадлежал Путилову. Беспримерное до того времени в России дело было поставлено и пущено в ход благодаря энергии, настойчивости, трудолюбию, предприимчивости и способности П., отличавшегося смелостью и широтою своих коммерческих взглядов и планов и большим организаторским талантом.

Путилов был человек с чрезвычайно выразительным лицом, характер имел живой, восприимчивый, ум деятельный, увлекающийся и разносторонний. Умер он в чине действ. ст. совет. До самого взморья, где было назначено им место погребения, тело Путилова несли на носилках заводские рабочие, которых собралось несколько тысяч; надгробное слово произнес ректор Духовной Академии Янышев; большое впечатление произвела на публику речь на могиле В. А. Полетики, друга Путилова; речь эта вызвала полемику в газетах, весьма разнородно осветившую личность и деятельность Путилова.

В техническом производстве Путилов сделал несколько достопримечательных изобретений по рафинированию и обезуглероживанию металлов, по их сращиванию и по штамповке артиллерийских снарядов; ему же принадлежит способ постройки зданий из старых рельс.

Русский энциклопедический словарь, изд. проф. Березина, том IV; «К 100-летию Путиловского завода», С.-Пб. 1902 г.; «Русский Архив» 1895 г.; «Всемирная Иллюстрация», т. XXIII; «Путиловский сталелитейный, железоделательный и механический завод», очерк полковн. М. Левицкого, Кронштадт. 1898 г.; «Новое Время», апрель—май 1880 г.; Морской список, ч. XI, стр. 294—207.

Cherurbino вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 05:05   #3 (permalink)
Любопытный
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Cherurbino
Дополнительная информация
По умолчанию Морской порт и его промзона — детище Путилова



Морской порт и его промзона — детище Путилова

Без Путилова не было бы Путиловского завода и путиловских рельсов.

Без путиловских рельсов не было бы «путиловской железнодорожной ветви», а значит и петербургского железнодорожного узла. Конечно, потом соединительную ветвь построили бы, но это было бы позже, явно дороже и скорее всего — не на русские деньги, а, значит, с бессрочным бременем на благо иностранного капитала.

Без «путиловской железнодорожной ветви» не было бы Нового порта на Гутуевском, к которому эта ветвь вела.

И только Путилов смог «пробить» идею приступить, не откладывая до того, как придут доходы от Нового порта, к постройке Морского канала. Без которого промышленность города так и загнивала бы, отделённая от выхода в море Маркизовой лужей.

Все коммерческие сообщения индустрии крупного города — и железнодорожные, и морские, и речные — в едином узле, и при этом почти что «с нуля», и одновременно — нечто похожее в 1870-е могло происходить только в Америке. Правда, города в Америке были тогда помельче Петербурга. Что более важно: в отличие от индустриализации при Николае II, при создании индустриального комплекса и транспортного узла удалось обойтись по большей части собственными ресурсами, не влезая в долги алчным иностранным банкам и рантье.

Cherurbino вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 12:33   #4 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для пан Анджей
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
Путилов был человек с чрезвычайно выразительным лицом

Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
Правда, города в Америке были тогда помельче Петербурга.
проверять себя надо

Нью-Йорк население 1870 - 1 174 779 чел
Санкт-Петербург население 1870 - 668 000

Добавлено через 5 минут

15 мая 1885 г.
Открытие Морского канала в Петербурге.

пан Анджей вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 13:07   #5 (permalink)
Любопытный
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Cherurbino
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от пан Анджей Посмотреть сообщение
проверять себя надо

Нью-Йорк население 1870 - 1 174 779 чел
Санкт-Петербург население 1870 - 668 000
Спасибо за уточнение: с демографической стороны Нью-Йорк действительно был тогда больше Петербурга. Мне следовало оговорить его как исключение, потому что в своей экспликации я имел в виду не просто "город+порт на текущую дату", а "программу одновременного строительства современного порта + железных дорог". В Нью-Йорке эта фаза была пройдена на 40 лет раньше и совсем при другом наборе экономических и природных факторов.

В этой части своего экспромта я мысленно имел в виду историю других американских портов, и прежде всего Юга - Норфолк, Новый Орлеан. Хьюстон в этом ряду единственный, где пришлось строить канал, но то канал обычный, по суше - а вот канал "по воде", точнее под водой, которого 95% горожан не видит, это для 1880-х штука высокотехнологичная в масштабах всего мира.

Cherurbino вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 13:28   #6 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для пан Анджей
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
это для 1880-х штука высокотехнологичная в масштабах всего мира.
несомненно, но... некий идиотизм в этом все же просматривается
во всем мире удачная география работала на экономику
у нас решили исправить географию

пан Анджей вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 14:18   #7 (permalink)
Любопытный
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Cherurbino
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от пан Анджей Посмотреть сообщение
несомненно, но... некий идиотизм в этом все же просматривается
во всем мире удачная география работала на экономику
у нас решили исправить географию
И вновь согласен. Так и есть: в Маркизовой луже исправляли физическую географию.

Но выбора-то не было!

Пиндосам с Манхеттеном повезло: почти что гранитные берега, прямая линия по обе стороны Гудзона (которой сам по себе несколько сот метров шириной) - вот он, естественный порт! Только строй, ничего спрямлять не надо.

В Нью-Йорк, и во все остальные штаты шёл неиссякающий поток готовых трудовых ресурсов. Тратиться на школы и профобучение не надо; мозги ввозятся вместе с их носителями. А у нас? Новый порт в Ревеле, Мурманск - всё ж своим горбом, за счёт своих ресурсов труда и капитала. При том, что Америка с Канадой вовсю оттягивали трудовые ресурсы и у России тоже.

Только благодаря этим сверхусилиям Россия, хоть с пердежом и рвотой, но всё-таки смогла оказать известное сопротивление сразу двум своим геополитическим противникам в начале ПМВ. Причём счёт времени шёл не в нашу пользу; Австро-Венгрия с начала XX века пошла в отрыв от России уже в мировом масштабе. Не говоря о Германии.

Альтернатива: первой мировой войны было не избежать, но без петербургского ВПК Россию бы смяли и поделили. Уже к 1920-м оттеснили бы до тех границ, на которые в 1991 мы сами без боя ретировались. Утирая слюну из пасти, раззявленной на мнимые богатства Запада и его образа жизни.

Cherurbino вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 14:36   #8 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для пан Анджей
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
Но выбора-то не было!
да ну?
на Балтике тогда уже были порты Хельсинки, Риги, Таллина - незамерзающие, если не в курсе


Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
Пиндосам с Манхеттеном повезло
также повезло грекам с Царьградом

Добавлено через 7 минут
Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
Только благодаря этим сверхусилиям Россия, хоть с пердежом и рвотой, но всё-таки смогла оказать известное сопротивление сразу двум своим геополитическим противникам в начале ПМВ. Причём счёт времени шёл не в нашу пользу; Австро-Венгрия с начала XX века пошла в отрыв от России уже в мировом масштабе. Не говоря о Германии.
мечтали о Проливах
непонятно причем тут Германия и Австро-Вегрия
Цитата:
Сообщение от Cherurbino Посмотреть сообщение
А у нас? Новый порт в Ревеле, Мурманск - всё ж своим горбом, за счёт своих ресурсов труда и капитала.
порт в Мурманске начали развивать после 1914, и особенно после 1941-го
во времена Путилова туда и дороги не было

пан Анджей вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 14:42   #9 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для клара гасуль
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от пан Анджей Посмотреть сообщение
да ну?
на Балтике тогда уже были порты Хельсинки, Риги, Таллина - незамерзающие, если не в курсе
И кому это все досталось в итоге?
Не в курсе?

клара гасуль вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.08.2018, 14:47   #10 (permalink)
Я легенда
 
Аватар для пан Анджей
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от клара гасуль Посмотреть сообщение
И кому это все досталось в итоге?
народу достались
путаешь причину со следствием
эти окраины никому не нужны были в империи, потому и ушли на вольные хлеба
и не прогадали - можно кусать локти

пан Анджей вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Астрономические наблюдения с телескопом и без него Natali324 Наука 4 10.01.2017 08:10
Русский размер жив Ветер Русская музыка 19 09.04.2016 17:58
Русский мир Mak Политика 907 21.09.2015 16:20
Русский характер Крон Социум 29 01.08.2015 22:31
Бывшая жена миллиардера Рыболовлева отсудила у него половину состояния 3,3 миллиарда Tom Социум 2 21.05.2014 18:24


Текущее время: 04:16. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot