Форум Санкт-Петербурга  

Вернуться   Форум Санкт-Петербурга > Санкт-Петербург > История Петербурга > Ленинградская блокада

Ленинградская блокада тематический каталог видео и фото документов, факты очевидцев и исторические публикации

Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый 25.08.2013, 16:54   #1 (permalink)
Татьяна
Гость
 
Аватар для Татьяна
Дополнительная информация
По умолчанию

Дорога жизни - ЛЁД И ПЛАМЕНЬ


8 сентября1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось полностью. Был отрезан последний участок пути - Шлиссельбург, связывавший Ленинград с другими городами. С этого дня город погрузился во тьму на долгих 872 дня голода, страха, холода, смертей и страданий. Сразу же после полного блокирования, город ощутил нехватку жизненно важных ресурсов. Все существующие дороги и пути из города были оккупированы фашистами, и единственно возможным вариантом связи с большой землей и подпитки Ленинграда продовольствием оставалась только Ладога...

12 сентября 1941 года к мысу Осиновец от Новой Ладоги прибыли 2 самые первые баржи, груженые мукой и зерном. Эта дата считается днем рождения Дороги жизни, Дороги смерти, ледового пути, ледовой Дороги жизни, у нее много названий, но смысл один и единственный - дорога, которая спасла жизни. С момента прокладки первого водного маршрута по Ладожскому озеру, сообщение с большой землей не прекращалось ни на минуту. До конца навигации дорогу обслуживали баржи, корабли, катера, все, что способно было передвигаться по воде и выдержать буйный нрав ладожской водной стихии.



Суровая зима 1941 года пришла рано и продолжалась долго. Уже с середины октября температура воздуха опустилась ниже 0 градусов, вода Ладожского озера начинала постепенно схватываться корочкой льда. Водный путь продолжал действовать до последнего, но уже в середине ноября, через месяц, Ладогу стянуло льдом. 17 ноября был отдан приказ о проверке толщины льда и возможности устройства автодороги прямо по Ладожскому озеру до противоположного берега. 20 ноября 1941 года от деревни Коккорево на лед вышел первый конный обоз, насчитывавший 350 саней.



Благополучно добравшись до деревни Кобона на противоположном берегу Ладоги, 21 ноября на сани для ленинградцев погрузили 63 тонны муки, при потреблении городом приблизительно 1100 тонн в сутки. 22 ноября на лед в сторону Кобоны спустились первые 60 машин, грузовики ГАЗ-АА, больше известные как "полуторки", способные принять на борт полторы тонны грузов. Колонной командовал капитан 388 отдельного автобатальона В.А.Порчунов. 23 ноября к западному берегу Ладоги груженые продовольствием машины вышли в обратный путь. Так начала свою работу известная всем ледовая Дорога жизни. В зимние месяцы 1941 года на окрепший лед начали выходить не только полуторки, но и тяжелые грузовики ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны, автобусы, снегоочистители, танки и другая военная техника. Стоит сказать о том, что тяжелый танк КВ лед не выдерживал, поэтому башню танк тащил за собой.











Ледовая дорога не создавалась вдруг. Она проверялась, выбирался наиболее удобный и одновременно безопасный с точки зрения толщины льда маршрут. Такой маршрут был протяженностью около 32 километров, и имел все, что необходимо иметь фронтовой дороге на суше: на дороге осуществлялся контрольно-пропускной режим, предписание езды с определенной скоростью было основным, что следовало выполнять неукоснительно. Из необходимых служб на льду разместились пункты технического обслуживания, заправочные пункты, обогревательные пункты, вдоль всего маршрута следования стояли регулировочные посты. Регулировщиц набирали в Ленинграде, ими становились молоденькие девушки, которые не жалея себя, стояли на льду в любую погоду. И воспоминаний легендарной регулировщицы Веры Ивановны Роговой: "От холода постоянно гноились губы, отмерзали щеки, а мы надевали ватники, валенки, старались согреться как могли. От того, как мы помогали водителям, зависело, доедет ли до пункта мука, прочее продовольствие, доберутся ли люди.". От регулировщиц действительно зависело все, ведь они должны были верно указать путь водителям, цена их ошибки могла стоит жизни шоферу и обернуться потерей грузовика вместе с продовольствием. При артобстреле или бомбовым попаданием на льду образовывались огромные пробоины, которые иногда шли прямо на маршруте следования машин, регулировщицы указывали объездной путь и помечали палками или вешками места разломов льда. Еще лед, как и многие другие материалы, имеет свойство уставать. Усталость льда была очень опасна, машины на такой дороге могли провалиться в любую минуту. Снова регулировщицы брались за дело, показывая дорогу метром или двумя дальше от привычной колеи. Водители грузовиков Дороги жизни называли регулировщиц богинями, и можно сказать, что сказано это было безо всякого преувеличения.



ПРИКАЗ ПО ТЫЛУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА О НАИМЕНОВАНИИ ЛЕДЯНОЙ ДОРОГИ ЧЕРЕЗ ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО
№ 0188
Дорога жизни

26 ноября 1941 года
Ледяную дорогу через Ладожское озеро, построенную согласно приказам № 0164 от 13.11.41 г. и № 00172 от 19.11.41 г. войскам Ленинградского фронта, при открытой переписке именовать “Военно-Автомобильная дорога № 101” (ВАД 101).

Начальнику дороги военинженеру 1 ранга т. МОНАХОВУ в соответствии с этим разрешается иметь печать и штамп.


Зам. командующего войсками Ленинградского фронта начальник тыла
генерал-майор интенд. службы ЛАГУНОВ
Военный комиссар тыла Ленинградского фронта
Бригадный комиссар ШМАКИН

Так ледовая дорога превратилась в официальную военную магистраль с секретным номером 101. В весенние месяцы, с утончением ледяного покрова, шоферам был дан строжайший приказ ездить с открытыми дверями или вовсе без них, чтобы в случае ухода машины под лед попытаться спастись самому. А под лед уходила каждая 4-я машина из 1000. Много железных трупов хранит и по сей день дно Ладожского озера, одним из экспонатов музея "Дорога жизни" в Осиновце, стал поднятый со дна озера каркас полуторки. Кабина и кузов отсутствуют, поскольку они были снесены прямым бомбовым попаданием.

Второй период навигации начался ближе к концу мая 1942 года, снова по воде начали ходить баржи и суда. А с 19 декабря 1942 года по 30 марта 1943 года снова начала свою работу ледовая Дорога жизни. Всего по льду Ладоги за всю блокаду города было перевезено приблизительно 400 тысяч тонн грузов, включая продовольствие, медикаменты, боеприпасы, технику, горючее и т.д. Эвакуировано по льду около полумиллиона горожан.

18 января 1943 года блокада города была прорвана в районе от Шлиссельбурга до Рабочего поселка, и ледовую Дорогу жизни сменила железнодорожная Дорога жизни на южном берегу Ладоги, в рекордные сроки проложенная нашими воинами-строителями, которая в разы превышала грузооборот. Официально Дорога жизни по льду существовала до весны 1943, потом необходимость в ней отпала.

Лёд и пламень...Именно так можно назвать ледовую дорогу, которая находилась под непрекращающимся огнем. Немецко-фашистские войска ставили целью уничтожить Дорогу жизни, но лед сурового озера, сильные морозы зимы 1941 и 1942 годов, дух советских воинов оказались крепче.


К 70-летию победы

Товарищ, встань, послушай, вспомни, вздрогни!
Ведь ровно семь десятков лет назад
По Ладоге ледовая дорога
Пробита в осажденный Ленинград.

Дорога Жизни узким коридором
Протянута по ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город
В том страшном и чудовищном аду.

Враги ее обстреливали с неба,
Но сквозь метель и сквозь бомбежек град
По ней машины шли с насущным хлебом
И день, и ночь в блокадный Ленинград.

А город наш, израненный, голодный,
Не сдавшийся проклятому врагу,
Как ждал он этот хлеб в цехах холодных
Под артобстрелом в лютую пургу!

Дорога Жизни, Ладога родная,
О, скольких ты тогда смогла спасти!
Для наших дедов, бабушек, я знаю,
Священней места в мире не найти!

Я пред тобой стою, склонив колени,
Стою и вдаль задумчиво смотрю,
От всех послевоенных поколений,
Как Бога, я тебя благодарю.

И знаю: до сих пор ночами снится
Всем, выжившим в блокадном том аду,
Поток машин, бессонной вереницей,
Везущий хлеб по ладожскому льду…


Наталья Смирнова





Последний раз редактировалось Татьяна; 19.01.2014 в 16:01.

 
Ответить с цитированием
Старый 25.08.2013, 18:50   #2 (permalink)
Татьяна
Гость
 
Аватар для Татьяна
Дополнительная информация
По умолчанию

Не все влезло

Наименее известные факты о Дороге жизни: по дну Ладожского озера был проведен магистральный трубопровод для подачи горючего в осажденный город, и кабель для обеспечения Ленинграда электроэнергией с Волховской ГЭС. Еще один интересный факт - во вторую зиму блокады Ленинграда, от деревни Кобона началось строительство железной дороги прямо по льду Ладожского озера, забивались сваи, проводилась обширная работа водолазов, но до конца работа доведена не была, частично переправы осуществлялись, но необходимость в такой опасной дороге отпала в связи с прорывом блокады.









Последний раз редактировалось Татьяна; 25.08.2013 в 18:56.

 
Ответить с цитированием
Старый 27.10.2013, 15:15   #3 (permalink)
Любопытный
 
Аватар для nicolay74
Дополнительная информация
По умолчанию

Ни одна дорога в мире не спасла столько человеческих жизней, сколько эта. Но это стало возможным только благодаря подвигу людей, построивших дорогу и обеспечивавших по ней движение.

nicolay74 вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 27.10.2013, 15:23   #4 (permalink)
Татьяна
Гость
 
Аватар для Татьяна
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от nicolay74 Посмотреть сообщение
Ни одна дорога в мире не спасла столько человеческих жизней
Это факт...

 
Ответить с цитированием
Старый 26.12.2013, 22:51   #5 (permalink)
Участник
 
Аватар для Sokos
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от nicolay74 Посмотреть сообщение
Ни одна дорога в мире не спасла столько человеческих жизней, сколько эта. Но это стало возможным только благодаря подвигу людей, построивших дорогу и обеспечивавших по ней движение.
Браво, Николай!
ваша фраза достойна королевской короны!!!
действительно, были разные дороги в разных войнах. какие-то даже были воздушными или морскими путями сообщений.
но ни один из них не спас столько людей, как на Ладоге....

Sokos вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 24.03.2014, 19:52   #6 (permalink)
Новичок
 
Аватар для Сергей24
Дополнительная информация
По умолчанию

Это, бесспорно, один из переломных моментов Великой Отечественной Войны. Множество жизней было утрачено за время блокады, большая часть которых, от голода. Дорога жизни являлась единственной надеждой на выживание блокадников Ленинграда. Наши солдаты не подвели, не бросили своих сограждан в осажденном городе, продолжали движение только вперед, под взрывы авиационных снарядов и постоянные обстрелы. Для меня подвиг тех людей, чья воля осталась не сломимой, а стремление к победе и помощи соотечественникам превзощли все ожидания врага, был и будет бесценен. Город по-праву носит звание города-героя, ну а главный символ этого трагического момента истории, дорога жизни, стала всемирноизвестным примером мужества и отваги. Подвиг людей навсегда останется в страницах истории!

Сергей24 вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2014, 16:03   #7 (permalink)
Новичок
 
Аватар для Анна Иванова
Дополнительная информация
По умолчанию

Как страшно на это смотреть и читать, а самое главная эта война по ходу дела мало кого научила жить в мире и дружбе и больше не воевать друг другом. В блокаду Ленинграда конечно дорога жизни много кого спасла, но и сколько погибло людей в этот военный период просто не счесть.

Анна Иванова вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.04.2014, 18:11   #8 (permalink)
Любопытный
 
Аватар для septem
Дополнительная информация
По умолчанию

Была еще и Малая дорога жизни. Шла от Лисьего Носа через Кронштадт к «Ораниенбаумскому пятачку». Создана по личному приказанию ком. Балтфлотом Трибуца. Особую роль в конце 43 сыграла. По ней Вторая ударная перебрасывалась перед прорывом.

septem вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 02.05.2014, 16:22   #9 (permalink)
Новичок
 
Аватар для Tess
Дополнительная информация
По умолчанию

С удовольствием прочитала пост - в школе мы так подробно не изучали про Дорогу жизни. Я думала, это просто путь, проложенный через озеро, а оказывается, что все было технически и продумано, и проложен даже магистральный трубопровод. Молодцы все, кто участвовал в грамотной разработке такого пути, иначе не факт, что все так удачно бы сложилось...

Tess вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 06.05.2014, 20:40   #10 (permalink)
Подсматривающий
 
Аватар для Мат рос кин
Дополнительная информация
По умолчанию

Всё-таки наше подрастающее поколение хоть немного,но к истории города приобщаем.. Сегодня вот посмотрел в новостях, что стартовал автопробег по Дороге Жизни. Его участники - ребята из кружков районных центров детского творчества. Это наша поросль, которая занимается картингом, мотокроссом и автоспортом. Говорят, что по дороге посетят памятники, которые расположены на Дороге Жизни и на Ладожском кургане возложат гирлянды славы. Также опустят венки на воды Ладожского озера... Думается, что надо бы было и городскую власть начать приучать не только чтить погибших, а и уважать выживших... Может это и в некотором роде кощунство, но, думаю, погибшие бы согласились отказаться от памятников, если бы это помогло увеличить социалку для тех, кто выжил и сегодня нуждается, но сказать об этом не позволяет ЛЕНИНГРАДСКОЕ воспитание...

Мат рос кин вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Дорога жизни - Войбокало Татьяна Ленинградская блокада 3 15.12.2014 18:37
Дорога жизни - Кобона Татьяна Ленинградская блокада 0 21.08.2013 16:23
Дорога жизни: деревня Коккорево Татьяна Ленинградская блокада 0 13.08.2013 17:23
Дорога жизни Татьяна Ленинградская блокада 4 01.08.2013 21:50
Трасса Дорога жизни 3-й км: мемориал "Цветок жизни" Татьяна Ленинградская блокада 1 30.07.2013 23:33


Текущее время: 09:55. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot