Форум Санкт-Петербурга  

Вернуться   Форум Санкт-Петербурга > Санкт-Петербург > История Петербурга > Ленинградская блокада

Ленинградская блокада тематический каталог видео и фото документов, факты очевидцев и исторические публикации

Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый 04.11.2013, 17:55   #1 (permalink)
Новичок
 
Аватар для Спайдер
Дополнительная информация
Exclamation

Блокада Ленинграда: основные моменты драмы


Великая Отечественная война не даром оценивается историками, как самая кровопролитная и масштабная в обозримой истории Европы. Вряд ли можно найти семью, которую бы не затронули те трагические события. До сих пор идут дискуссии о реальном числе жертв. Определенно можно сказать, что они измеряются миллионами жизней солдат и мирного населения. И один из самых ярких и драматических эпизодов ВОВ связан как-раз с многомесячной блокадой Ленинграда, вписанный в книгу подвигов его жителей и защитников. Взятие и уничтожение "северной столицы" было одним из ключевых пунктов гитлеровских идеологов.

Еще бы, Ленинград не зря назывался "колыбелью трёх революций". Нося имя вождя пролетариата, город являлся неким символом большевизма. Именно поэтому и представлял такой лакомый кусок для преступных планов идеологов 3-го Рейха. Ведь уже теперь не секрет, что это была война идеологий, которая щедро поддерживалась третьей стороной. Ликвидация Ленинграда могла стать прекрасным примером победы фашизма над "большевистской заразой", неким сильным политическим шагом. Поэтому Гитлер бросил в этом направлении почти 300-тысячную группировку армии "Север".

Уже в середине сентября 1941 года немецкие войска заключили Ленинград и его пригороды в свои тиски. В окружение попал Балтийский флот и гарнизоны Ленинградского фронта. Официально принято считать, что блокада города длилась 900 дней и ночей, практически 2,5 года. Она сопровождалась страшным голодом, разрухой, зимним холодом и другими лишениями. Однако, несгибаемое мужество и самоотверженность жителей Ленинграда не дали фашистам шансов прокатиться по просторам СССР увеселительной прогулкой.

Почему именно северной столице выпала такая страшная участь? Материалисты скажут, что так просто сложились обстоятельства. Специалисты, занимающиеся эзотерикой, говорят, что таким образом проигралось некое воздаяние за тех, кто погиб в самом начале строительства. Различные историки приводят разные цифры числа простых рабочих со всей России, а также плененных шведских солдат, которые умерли от холода, болезней и травм за время возведения Санкт-Петербурга. Он ведь имеет и еще одно оригинальное название - "город на костях". Возможно, в такой точке зрения на события блокады и есть рациональное зерно.

Но вернемся к событиям блокады. К ее началу силами жителей города и военных все подступы, пригороды и сами улицы Ленинграда превратились в огромный укрепрайон. Было построено большое количество дотов и дзотов, баррикад, скрытых наблюдательных пунктов, окопов и траншей, установлено множество противотанковых "ежей" и надолбов. Город ощетинился стволами полевой и зенитной артиллерии, был готов к защите. К началу октября 1941 года Ленинград уже был окружен плотным кольцом немецкой армии. Начинались проблемы с продовольствием, поэтому был введен карточный лимит - по 400 грамм хлеба представителям ИТР и заводским рабочим, по 200 грамм остальным.

Только узкая водная полоса Ладожского озера оставалась связующей нитью со страной, ее затем назовут Дорогой Жизни. Хотя и она подвергалась постоянным бомбардировкам и обстрелам. Именно благодаря ей удалось отстоять город, хотя и дорогой ценой. Пока озеро не покрыл лёд, на кораблях и баржах из города вывозилось важное оборудование, произведения искусства и другие ценности, назад прибывало пополнение и продовольствие. Однако, уже в середине ноября навигация была прекращена, озеро покрылось первым льдом. Начинался голод, нормы хлеба были урезаны до 300 и 150 грамм соответственно. К концу ноября норма была уменьшена еще на 25 грамм.

Столбик термометра понизился до -30-40 градусов, поэтому 22 ноября 1941 года начала свою героическую работу ледовая Дорога Жизни. Тогда на лед выехала колонна под командованием капитана Порчунова, в ее составе было всего 60 "полуторок". Наверное, никто не будет оспаривать, что именно Дорога дала Ленинграду реальный шанс выстоять, а многим жителям просто выжить. Особенно, начиная с декабря 1941 года, когда город очутился в настоящем ледово-снежном плену. Кто-то подсчитал, что для минимального обеспечения Ленинграду требовалось тогда около 1000 тонн продовольствия. Силы авиации, постоянно преследуемые немецкими истребителями, могли поставлять всего около 100 тонн, каплю в море.

Поэтому масштабы грузоперевозок по льду Ладоги просто поражают. Днем и ночью, под постоянными обстрелами, водители грузовых машин делали эту опасную работу, поставляя городу все необходимое, и эвакуируя мирных жителей. Самой страшной была первая блокадная зима, но она же надломила и силы немецкой армии, впервые столкнувшейся с суровой русской зимой. Благодаря ледовой трассе появилась возможность перебросить в блокированный город стрелковые подразделения с артиллерией и минометами. К тому же, немцы смогли "познакомиться" с новинкой, тяжелыми танками "КВ" в составе присланной танковой бригады.

Еще в декабре 1941 года, одновременно с контрнаступлением под Москвой, силы Ленинградского фронта сорвали победное шествие гитлеровцев под Волховым и Тихвиным. Это была первая победа. Дорога функционировала до конца апреля 1942 года, пока позволяла толщина льда. За этот период эвакуировали около 550 тысяч мирных граждан, доставили 362 тысячи тонн разных грузов, в основном, продовольственных. Невероятная цифра в условиях военных действий! Город боролся и выживал, не смотря на огромные потери и нечеловеческие условия. Работали не только заводы, но и театры, таким образом подымая боевой дух ленинградцев, вселяя уверенность в победе.

С весны 1942 года жизнь в Ленинграде начала налаживаться. Снова заработали заводы, электростанция, была организована расчистка улиц и дворов, уборка мусора. Жители стали получать более разнообразное питание. Труднее было на территориях, оккупированных немцами. Но и там люди не сдавались, организовываясь в отряды "народных мстителей", устраивали поджоги и взрывы складов, топливных и продовольственных складов, пускали под откос составы с вооружением и солдатами. В общем, война для немцев все меньше напоминала уик-энд. Гестапо устраивало облавы и публичные казни, но это не останавливало партизанское движение.

В августе 1942 года Ленинградским фронтом было проведено внезапное контр-наступления, лишившее немцев возможности начать масштабное наступление с применением осадной артиллерии. В декабре 1942 снова было возобновлено движение по Дороге Жизни. Она верно служила Ленинграду еще две суровых зимы, вплоть до конца января 1944 года. Блокада была прорвана уже в январе 1943 года в результате масштабной наступательной операции "Искра", проведенной на шлиссельбуржско-синявском направлении силами 67-й Армии. О прорыве было официально объявлено вечером 19 января 1943 года. А уже 7 февраля в город с Большой земли прибыл первый железнодорожный состав. Это было "начало конца" драматической блокады Ленинграда.

Однако, немцы всё еще неистовствовали, засыпая город зажигательными бомбами и снарядами, стремясь хотя бы побольше уничтожить, раз уже не было возможности прямого захвата. Поэтому в октябре 1943 года было принято решение окончательного уничтожения вражеского кольца. Для этого была проведена колоссальная разведывательная работа. Утром 14 января 1944 года началась завершающая часть ликвидации немецких блокадных подразделений, при поддержке танков и авиации. В сложных погодных условиях советские воины настойчиво ломали оборону 18-й немецкой армии. К 27 января был очищен от врага 300-километровый участок, освобождены города Пушкин, Любань, Гатчина, Чудово. Остатки армии "Север" были отведены в южном направлении.

Так закончилась эта трагическая страница в истории Ленинграда. Сколько людей погибло за это время, сейчас точно не известно. Цифра колеблется от 640 тысяч до миллиона человек. Одно можно сказать определенно - все защитники города показали беспрецедентный пример стойкости, мужества и самоотверженности. Их подвиг останется в веках, как бы теперь не оценивали период советской власти различные прозападные умники. Такие вещи должны передаваться и бережно сохраняться последующими поколениями, память о них не должна угаснуть.


Последний раз редактировалось Татьяна; 04.11.2013 в 20:08.

Спайдер вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 25.12.2013, 19:42   #2 (permalink)
Участник
 
Аватар для Sokos
Дополнительная информация
По умолчанию

нуууу... здесь точно имеется место для "разгона". непременно расскажу некоторые аспекты подробнее.

З.Ы. прошу никого не думать, что я пытаюсь кого-то поразить своим блестящим разумом, затмить собою или как-то заменить основателей темы. но мне действительно есть, что поведать читателям и не вкратце, а подробно обрисовывая каждую конкретную ситуацию.
чем в ближайшее время я и займусь.

Sokos вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.12.2013, 10:51   #3 (permalink)
Любопытный
 
Аватар для Владлена
Дополнительная информация
По умолчанию

Чем больше я думаю о событиях того времени, тем больше удивляюсь крепости, сплоченности и силе народной. Но были же и такие экземпляры, которые грабили в это же время, воровали, наживались. Интересно было бы узнать о судьбах таких людей, наказал ли их Бог за такие дела? Понятно, что о родственниках такое не расскажешь, да и не узнаешь, но может быть кто-то слышал о ком-то другом?

Владлена вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.12.2013, 13:10   #4 (permalink)
Участник
 
Аватар для Sokos
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владлена Посмотреть сообщение
Но были же и такие экземпляры, которые грабили в это же время, воровали, наживались. Интересно было бы узнать о судьбах таких людей, наказал ли их Бог за такие дела? Понятно, что о родственниках такое не расскажешь, да и не узнаешь, но может быть кто-то слышал о ком-то другом?
конечно, были и такие. в основном они плодились в той среде общества, которая имела прямой или косвенный доступ к продовольствию, ибо за полотна великих художников, ювелирные изделия мировых мастеров, культовые ценности средних веков и многое другое достаточно было предложить полбуханки суррогатного хлеба...

я знавал одну даму, муж которой был начальником ВШМ в Стрельне, дык она вся была увешана ювелирными украшениями 18-19 веков.
всё это было выменяно её матерью в блокаду.

но дальше расскажу ещё интереснее: мама её была редким исключением среди людей и наживалась практически законно, если так можно сказать.
дело в том, что она из той редкой категории, которая не нуждается в еде, как таковой)))
свой паёк она не ела, а родных у неё уже до начала блокады не было. к ней приходили и сами предлагали обменять паёк на что-нить ценное...

Sokos вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.12.2013, 18:58   #5 (permalink)
Любопытный
 
Аватар для nicolay74
Дополнительная информация
По умолчанию

Да, такое тоже было. Была и вторая жизнь великого города. Но как об этом рассказать, совершенно не представляю. Документальных свидетельств не было или они тщательно скрывались.

nicolay74 вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.12.2013, 20:30   #6 (permalink)
Участник
 
Аватар для Sokos
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от nicolay74 Посмотреть сообщение
Да, такое тоже было. Была и вторая жизнь великого города. Но как об этом рассказать, совершенно не представляю. Документальных свидетельств не было или они тщательно скрывались.
почему НЕ было? были и есть. и рассказать можно, но... НУЖНО ли??? город и люди победили не с их помощью...

Sokos вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.05.2015, 23:32   #7 (permalink)
Житель форума
 
Аватар для Vinnie the Pooh
Дополнительная информация
По умолчанию

Вот, в 1948 году случилась блокада города Берлина с населением в 2 миллиона человек. И американцы организовали доставку груза по воздуху, и начали с тысячи тонн в день и довели доставку груза до 13 тысяч тонн. Они возили даже уголь. И был город Ленинград. Полной его блокады не было с классической точки зрения. Чего не было, так не было поставок по железной дороге (об этом чуть попозже). Но было 60 километров берега. свободного от противника Ладожского озера. На другом берегу озера были советские войска. А самая тихоходная баржа проходит это самое Ладожское озеро ночью за 10 часов. И если посчитать по норме 800 граммов в день, от которой никто не умер бы с голода, на 2,5 миллиона жителей надо было завозить 1,5 тысячи тонн в день. То есть 5-6 скромных барж в сутки снимали эту проблему – я цитирую Солонина.

К началу войны в северо-западном речном пароходстве было 323 буксира и 960 несамоходных судов общей водоизмещением, внимание, 420 тысяч тонн. То есть треть процента от этого числа в сутки обеспечивала бы снабжение Ленинграда. И вдруг, когда надо было Ленинград снабжать, куда-то эти суда делись.

Это еще мало. Солонин приводит документы, из которых следует, что, например, баржа пришла 17-го, а разгружена была 21-го октября. То есть очень долго разгружались баржи. Так или иначе по Ладоге доставлялось всего 700 тонн во время судоходства. Это мало. Но опять же это, простите, получается по 400, а не по 125 грамм хлеба в день как в ноябре в Ленинграде. То есть, видимо, все-таки, размер воровства не поддавался описанию, чтобы было у всех 125 грамм, у иждивенцев, надо другим, в общем, есть черную икру ложками.

Иначе говоря, сейчас я пока ничего не объясняю, не предполагаю, я просто ставлю вопрос вслед за Солониным. Каким образом флот водоизмещением 420 тысяч тонн не мог перевезти 1,5 тысячи тонн в день? Я сейчас объясню, почему этот вопрос даже не совсем правильный. И каким образом 800 тонн, которые должны были означать 400, превращались в 125?


http://maxpark.com/community/828/content/2501149

Vinnie the Pooh вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.05.2015, 23:58   #8 (permalink)
Почетный гражданин
 
Аватар для Дауман
Дополнительная информация
По умолчанию

Vinnie the Pooh, Пришел, увидел, написал...
Надо ещё хоть иногда думать головой, а не тем местом ,на котором сидишь..

Дауман вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.05.2015, 23:59   #9 (permalink)
Житель форума
 
Аватар для Vinnie the Pooh
Дополнительная информация
По умолчанию

Думай, Дауман, думай... если еще не разучился.

Vinnie the Pooh вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 31.05.2015, 00:11   #10 (permalink)
Почетный гражданин
 
Аватар для Дауман
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Vinnie the Pooh Посмотреть сообщение
Думай, Дауман, думай... если еще не разучился.
Дауман думает в отличие от некоторых винни...которые растерялись,затряслись и готовы сдаться ,потихоньку сдувая былую прыть ...

Дауман вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Морская минная блокада Ленинграда Tom Ленинградская блокада 2 12.01.2018 19:39
Основные проблемы современной системы образования Спайдер Образование в Петербурге 74 13.12.2017 15:45
Блокада и оборона Ленинграда Sokos Ленинградская блокада 116 20.04.2015 04:27
Каковы основные сферы местного бизнеса, кроме Радикал1 Бизнес услуги 7 17.02.2014 21:36


Текущее время: 13:32. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot